ТЕСТЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Упражнение на развитие произвольного внимания Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания. Упражнение на развитие наблюдательности Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания. Игра на развитие памяти. В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту. Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?" Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д. Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления. Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц. Тест для будущих первоклассников Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы. Первый пример теста Назови свою фамилию, имя, отчество; Сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два? Как зовут твоих родителей? Утром ты завтракаешь, а днем...? Сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются? Футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...? Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела? Нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это? Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь? В какой стране ты живешь? Какой твой адрес? Береза, дуб, осина - это...? Каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют? У коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...? Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? Огурец, помидор, морковь, свекла - это ...? Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание. Второй пример теста Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твоих родителей? Где они работают и кем? Как называется город, в котором ты живёшь? Какая река протекает в нашем городе? Назови свой домашний адрес. Есть ли у тебя сестра, брат? Сколько ей (ему) лет? На сколько она (он) младше (старше) тебя? Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние? В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают? Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну? Сколько времён года ты знаешь? Сколько месяцев в году и как они называются? Где правая (левая) рука? Прочти стихотворение. Знания математики: счёт до 10 (20) и обратно, сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше),решение задач на сложение и вычитание. Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает. 1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться? 2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться? 3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться? 4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться? 5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал? 6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться? 7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением? 8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением? 9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил? Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе. Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть "по правилам" не только со сверстниками, но и со взрослыми. Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения. Тест Керна-Йирасека Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека. Тест состоит из трех заданий: • нарисовать фигуру человека; • скопировать небольшую фразу; • скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали. Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен. После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: "На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа" (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки. Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая. Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове - волосы, на лице - глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов - когда на рисунке "нечто" головоногое. При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла -- предложение можно прочитать, 3 балла - можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла - с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов - каракули. При оценке срисовывания точек: 1 балл - достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла - группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла - точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов - каракули. Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации - все это необходимо при обучении ребенка в школе. |