Библиотека школы

Сербия (Serbia)

  

Величайшее сокровище –

хорошая библиотека

В.Г.Белинский

Режим работы

Понедельник - пятница

8.45.  - 14.15.

Книжный фонд

   Книжный фонд школьной библиотеки  по состоянию на февраль 2015 года составляет 21670 художественных и учебных книг. К началу текущего учебного года школа получила более 700 новых учебников и художественных книг. Большую помощь в их приобретении  оказало Посольство Российской Федерации в Республике Сербии и спонсоры. По полученным в этом году учебникам учащиеся будут заниматься в школе несколько лет. Чтобы книги оставались в хорошем состоянии, важно аккуратно к ним относиться. Поэтому основное направление работы школьной библиотеки  – бережное отношение к учебникам!

 Мы благодарны всем учащимся и родителям, передавшим в дар школьной библиотеке учебные и художественные книги!

Учебники Смотреть...

Лучшие читатели библиотеки Смотреть...

Золотая полка школьной библиотеки Смотреть...

  

Кликните мышью по строке, на которой находится информация.

Новая страница 1

 Фотогалерея библиотеки

                            

 Помощники библиотеки и ответственные за учебники

Помощники библиотеки

8 класс

Горбунова Настя

Даниленко Настя

6 класс

Шубарич Христина

5 «А» класс

Рыжухина Алиса

Рыкунова Лена

Рыкунова Женя

5 «Б» класс

Обрадович Катя

Михайлов Тара

Георгиев Зоя

 

Ответственные за учебники

5 «А» класс

Рыкунова Лена

Рыкунова Женя

5 «Б» класс

Обрадович Катя

Георгиев Зоя

6 класс

Голованова Юля

7 класс

Лесин Саша

8 класс

Овсянникова Настя

Карличич Матия

9 класс

Голованова Настя

Радович Ксения

10 класс

Сазонова Катя

11 класс

Лойпур Виктор

Црни Коста

 Рекомендуемый список книг по внеклассному чтению (1 - 11 классы)

 Рекомендуемый список книг по внеклассному чтению в 1 классе

 

Толстой Л.Н.  Рассказы для детей

Ушинский К.Д.  Четыре желания

Пушкин А.С. «У Лукоморья дуб зеленый»

Барто А.Л.  Стихи для маленьких

Чуковский К.И.  «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»

Осеева В.А. Рассказы

Житков Б.С. «Помощь идет»

Михалков С.В. «Дядя Степа», «А что у вас?»

Маршак С.Я. «Почта», «Вот такой рассеянный»

Маяковский В.В. «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»

Носов Н.Н. Рассказы

Бианки В.В.  «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?»

Шарль Перро. «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Русская народная сказка «Мужик и медведь»

Катаев В.П. «Цветик-семицветик»

Пантелеев Л. «Честное слово»

Драгунский В.Ю. «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Сверху вниз, наискосок»

Рекомендуемый список книг по внеклассному чтению во 2 классе

Загадки о животных

Сказки о животных

Стихи о природе

Русские народные сказки «Лиса и волк», «Мужик и медведь», «Царевна-лягушка»

Аким А. Стихи для детей

Фет А. Стихи для детей

Пушкин А.С. Стихи о зиме, «Сказка о царе Салтане»

Толстой Л.Н. Сказки и басни

Бианки В.В. «Чей нос лучше?»

Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»

Мамин-Сибиряк Д.Н. Авторские сказки

Михалков С.В. «Про мимозу»

Носов Н.Н. «Фантазеры»

Ушинский К.Д. Рассказы и сказки для детей

Драгунский В.Ю. «Тайное становится явным»

Чуковский К.И. Стихи и сказки

Шарль Перро.  Сказки

Остер Г.Б. Стихи и сказки для детей

Токмакова И.П. Рассказы для детей

Заходер Б.В. Стихи для детей

 

Дополнительно

Маршак С.Я. «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке»

Михалков С.В. «Дядя Степа», «Щенок», «Как медведь трубку нашел», «Пеликан-воспитатель»

Агния Барто. Стихи для детей

Носов Н.Н. «Мишкина каша», «Заплатка»

Андерсен Г.Х. «Дюймовочка»

Киплинг «Слоненок»

Рекомендуемый список книг по внеклассному чтению в 3 классе

Былины Новгородского цикла

Былина «Садко»

 

Русские народные волшебные и бытовые сказки

«Морской царь и Василиса премудрая»

«Семь Симеонов»

«Каша из топора»

«Марья Моревна»

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

«Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

«Солдат и смерть»

 

Классики русской литературы

М.Лермонтов «Бородино»

А.Чехов «Белолобый»

Л.Андреев «Петька на даче»

Саша Черный «Дневник Фокса Микки»

 

Современная русская литература

Л.Пантелеев. Рассказы

Ф.Искандер. Рассказы

 

Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести

А.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

С.Аксаков «Аленький цветочек»

Л.Петрушевская. Сказки

С.Козлов. Сказки

П.Бажов «Медной горы хозяйка»

Дж.Родари «Планета Новогодних елок»

Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик»

А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»

 

Дополнительная литература:

А.Толстой «Детство Никиты»

С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Ю.Олеша «Три толстяка»

Л.Чарская. Сказки

В.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»

К.Булычев «Тайна третьей планеты»

Е.Велтистов «Приключения Электроника»

А.Мошковский «Пятеро в звездолете»

О.Уайльд «Мальчик-звезда»

К.Льюис «Сказочные повести»

В.Гауф «Карлик Нос», «Калиф-аист»

Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Г.Х.Андерсен «Елка», «Волшебный фонарь»

Ш.Перро «Синяя борода»

 

Рекомендуемый список книг по внеклассному чтению в 4 классе

Сказки

Крошечка-Хаврошечка

Царевна Несмеяна

Летучий корабль

Финист-ясный сокол

Волшебная лампа Алладина

Женщина, которая жила в бутылке

Былины Киевского цикла

Басни Эзопа

Басни Крылова И.А.

Гарин-Михайловский Н.Г. «Детство Темы»

Коваль Ю.И. «Соловьи»

Дмитриев Ю.Д. «О природе для больших и маленьких»

Гайдар А.П. «Горячий камень»

Паустовский К.Г. «Стальное колечко»

Драгунский В.Ю. «Девочка на шаре»

Петрушевская Л.С. «Сказки»

Козлов С.Г. «Сказки»

Ян Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»

Лагерлеф С. «Чудесное путешествии Нильса с дикими гусями»

Даррелл Д. «Моя семья и другие звери»

Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»

Льюис К.С. «Лев, ведьма и платяной шкаф»

Родари Д. «Джельсомино в стране лжецов», «Приключения голубой стрелы»

Киплинг Р. «От чего у верблюда горб»

Распэ Э. «Приключения барона Мюнхаузена»

Сетон-Томпсон Э. «Уличный певец»

Баум Ф. «Волшебник страны Оз»

Пройслер О. «Маленькое привидение»

Треверс П. «Мери Поппинс»

Голявкин В. Рассказы

Раскин А.Б. «Когда папа был маленьким»

Губарев В.Г. «Королевство кривых зеркал»

Прокофьева С.Л. «Ученик волшебника»

Лагин Л.И. «Старик Хоттабыч»

Погорельский А. «Черная курица или подземные жители»

Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»

Токмакова И. «Может, Нуль не виноват?»

Линдгрен Е. «Пеппи Длинныйчулок»

Губарев В. «Королевство кривых зеркал»

Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»

Кириллова А. «Проделки злой отметки Единицы»

Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»

Кэрролл Л. «Алиса  в стране чудес»

Каверин В. «Летающий мальчик»

Книги о сверстниках, о школе

Носов Н. «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома»

Драгунский В. «Денискины рассказы»

Пантелеев Л. «Честное слово»

Детская приключенческая книга

Марк Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»

 Дефо Д. «Робинзон Крузо»

Стивенсон Р.Л. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела»

Распэ Р. «Приключения барона Мюнхгаузена»

Свифт Д. «Приключения Гулливера»

Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»

Велтистов Е. «Приключения Электроника»

Книги о ратных подвигах родного народа

Алексеев С. «Рассказы о войне»

Рассказы о юных героях

Чуковский Н.К. «Морской охотник»

Гайдар А. «Дым в лесу», «Судьба барабанщика», «На графских развалинах»

Познавательная литература

Губарев В.Г. «В открытом космосе»

Кун Н.А. «Олимп»

Сегал Е., Ильин М. «Что из чего»

 

Список литературы по внеклассному чтению для 5 класса

Белов В.И. «Рассказы о всякой живности»

Солоухин В.А. Рассказы

Зощенко М.М. «Рассказы для детей»

Гайдар А.П. «Чук и Гек», «Горячий камень», «Тимур и его команда»

Паустовский К.Г. Рассказы о природе

Астафьев В.П. Рассказы

Олеша Ю.К. «Три толстяка»

Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей» (на выбор)

Лагин Л.И. «Старик Хоттабыч»

Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Кестнер Эрих «Мальчик из спичечной коробки»

Сотник Ю.В. «На тебя вся надежда»

Кассиль Л.А. «Честное слово», «Трус»

Яхнин Л.Л. «Мифы и герои Древней Руси»

Бажов П.П. «Медной горы Хозяйка», «Голубая змейка»,  «Огневушка-поскакушка» (и другие сказы)

Чехов А.П. «Мальчики»

 

Учащиеся должны прочитать не менее 10-12 произведений в течение учебного года

Список литературы по внеклассному чтению для 6 класса

О твоих ровесниках

Богомолов В. «Иван»

Пантелеев Л. «Ленька Пантелеев»

Свирский А. «Рыжик»

Грин А. «Бегушая по волнам» и другие повести и рассказы

Дубов Н. «Мальчик у моря»

Нагибин Ю. «Эхо»

Маршалл А. «Я умею прыгать через лужи»

Погодин Р. «Сколько стоит долг» и другие рассказы

Железников В. «Путешественник с багажом», «Чучело»

О природе и животных

Бианки В. «Одинец», «Аскыр», «Мурзук» и другие рассказы

Скребицкий Г. «От первых проталин до первой грозы»

Троепольский Г. «Белый Бим Черное Ухо»

Дж. Даррелл «Моя семья и другие звери»

Классики отечественной литературы

Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»

Куприн А. «Изумруд» и другие рассказы

Пушкин А.С. «Повести Белкина»

Толстой Л.Н. «Детство»

Чехов А.П. «Налим» и другие рассказы

Зарубежные классики

Диккенс Ч. «Приключения Оливера Твиста»

Дюма А. «Три мушкетера»

Скотт В. «Айвенго», «Квентин Дорвард»

Твен М. «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий»

Шиллер В. «Вильгельм Телль»

Майн Рид «Всадник без головы»

Приключения, фантастика

Беляеа А. «Человек-амфибия», «Ариэль»

Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»

Ефремов И. «Звездные корабли», «На краю Ойкумены»

Купер Ф. «Последний из могикан», «Пионер», «Следопыт», «Зверобой»

Мартынов Г. «Каллисто», «Каллистяне»

Уэллс Г. «Человек-невидимка»

Булычев К. «Миллион приключений», «Девочка с Земли»

Брэдбери Р. «Ржавчина» и другие рассказы

Список литературы по внеклассному чтению для 7 класса

«Былины». «Живая вода», «Пословицы русского народа» и др.

«Песнь о Роланде»

Сборник «Древнерусские повести», Лихачев Д.С. «Земля родная»

Шергин Б. Сказ «Слово о Ломоносове»

Стихотворения Ломоносова М., Державина Г.

«Русские поэты» (антология)

Пушкин А.С. «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»

Тынянов Ю. «Пушкин», Цветаева М. «Мой Пушкин», книги о А.С.Пушкине Басиной М., Гейченко С. и др. (на выбор)

Лермонтов М.Ю. Поэмы и стихотворения. «Беглец», «Мцыри»

Гоголь Н.В. Сборник «Миргород»

Некрасов Н. «Орина – мать солдатская», «Русские женщины», «Мороз – Красный нос», «Саша», «Дедушка»

Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки.

Толстой Л.Н. «Детство», «Юность»

Бунин И. Рассказы, стихотворения

Чехов А.П. «Тоска» и другие рассказы

Горький М. «В людях»

Маяковский В.В. Стихотворения

Джек Лондон. «Мексиканец»

Эдгар По. Рассказы и повести.

Джеймс Олджридж. «»Акулья клетка»

Рэй Брэдбери. «Ветер», «Звук бегущих ног», «Пришло время дождей», «Ревун», «Космонавт», «И грянул гром», «Машина времени», «Здравствуй и прощай»

Железников В. «Чудак из 6 «Б», Каждый мечтает о собаке», «Хорошим людям – доброе утро»

Каверин В. «Два капитана»

Кассиль Л. «Великое противостояние»

Мешковский А. «Не опоздай к приливу»

Цюрюпа Э. «Умеешь ли ты читать?»

Сэлинджер Дж. «Человек, который смеялся»

Смирнов-Сокольский Н. «Рассказы о книгах»

Чуковский К. «Люди и книги»

Порудоминский В. «Половина жизни моей»

Смольников И. «Середина столетия», сборник «Они питали мою музу»


Золотая коллекция для юношества


Представляем вниманию старшеклассников книги «Золотой коллекции для юношества», подготовленные и выпущенные издательством «Комсомольская правда».

Дюма А.«Граф Монте-Кристо»
Стивенсон Р.Л.«Остров сокровищ»
Рыбаков А. «Кортик»
Лондон Дж.«Белый клык», рассказы
Булгаков М. «Мастер и Маргарита»
Жюль Верн «Дети капитана Гранта»
Каверин В.«Два капитана»
Майн Рид «Всадник без головы»
Катаев В.«Белеет парус одинокий»
О. Генри «Короли и капуста»
Толстой  А. «Гиперболоид инженера Гарина»
Дж. Фенимор Купер «Последний из могикан»
Кассиль Л.«Кондуит и Швамбрания»
Марк Твен «Янки при дворе короля Артура»
Гайдар А. «Повести, рассказы»
Дефо Д. «Приключения Робинзона Крузо»
Васильев Б.«А зори здесь тихие...»
Шекспир У. «Ромео и Джульетта», сонеты
Грин А. «Алые паруса»
Куприн А. «Олеся»
Беляев А. «Человек-амфибия»
Гоголь Н. «Вий», повести
Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке» 

Островский Н. «Как закалялась сталь»
Стругацкий Б. «Понедельник начинается в Субботу»
Герберт Уэллс «Война Миров», Человек-невидимка»
Хемингуэй Э. «Старик и море»
Саббатини Р. «Одиссея капитана Блада»
Станислав Лем «Солярис»
Эрих Мария Ремарк «Три товарища»
Диккенс Ч. «Оливер Твист»
Гашек Я.«Бравый солдат Швейк»
Джованьоли Р. «Спартак»
Мигель да Сервантес «Дон Кихот»
Мелвилл Г. «Моби Дик»
Хаггард Г.Р. «Копи царя Соломона»
Гиляровский В. «Москва и москвичи»
Эдгар По «Золотой Жук»

 Правила бережного отношения к учебникам

Правила бережного отношения к учебникам можно оформить красиво и творчески. Например, такие работы выполнили Дюг Кристина и Генералов Андрей.

Новые учебники в 2016-2017 учебном году

К началу текущего учебного года школа поучила более 500 новых учебников. Это книги для 3 класса по математике, 4 класса по русскому языку, окружающему миру, английскому языку, литературному чтению, учебники по русскому языку и обществознанию для 5-6 классов, орфографические словари, учебник по географии для 5-6 классов, атлас мира.
Безусловно, заниматься по новым учебникам хорошо, но необходимо относится к ним бережно, чтобы по этим книгам могли учиться ребята и в будущем.

Новые художественные книги в 2016-2017 учебном году

В этом учебном году фонд библиотеки пополнился новыми художественными книгами. Это, прежде всего, книги издательства «Детская литература» серии «Школьная библиотека»: Бажов П.П. «Медной горы хозяйка», Богомолов В.О. «Иван.Зося», Вампилов А. «Утиная охота», Гоголь Н.В. «Ревизор» и «Старосветские помещики», Носов С.К. «Избранное», Алеша Ю.К. «Три толстяка», Пантелеев Л. «Честное слово», Платонов А.П. «Неизвестный цветок», Пермяк Е.А. «На все цвета радуги», Пушкин А.С. «Дубровский» и «Повести Белкина», Сент-Экзюпери «Маленький принц» и «Цитадель», Солоухин В. «Камешки на ладони», Тургенев И.С. «Отцы и дети», Тютчев Ф.И. «Я встретил Вас», Куприн А.И. «Белый пудель» и «Гранатовый браслет», Лермонтов М.Ю. «Маскарад», Лесков Н.С. «Левша», Лиханов А.А. «Последние холода», Мамин-Сибиряк Д.Н. «Аленушкины сказки», Медведев В. «Баранкин, будь человеком!», Грин А. «Фонданго», Губарев В. «Королевство кривых зеркал», Гумилев Л.Н. «Я – конквистадор», Гюго В. «Собор парижской богоматери», Дмитриев Ю. «Хитрецы, невидимки и разные родители», Достоевский Ф.М. «Униженные и оскорбленные», Ершов П.П. «Конек-Горбунок», Карамзин Н.М. «Бедная Лиза», Фадеев А. «Молодая гвардия» и др.
Новые издание появились и в любимых ребятами начальной школы сериях «Моя первая библиотека» издательского дома «Дрофа»: «Аленький цветочек», «Волшебный ларец, «Русские богатыри» и др.
На полках нашей библиотеки - новые книги серий «Классика в школе», «Детский детектив & Приключения», «Внеклассное чтение», «Библиотека приключений», «Зарубежная классика». Вот только некоторые: Г.Белых «Республика Шкид», А.Гайдар «Чук и Гек», В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», Короленко В.Г. «Дети подземелья» и многие другие.
Приходите! Берите книги! Читайте!

 

Читаем книги о войне

В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг. в школе проходит акция «Читаем книги о войне».

Рекомендуемый список книг для 1-4 кл.

Рекомендуемый список книг для 5-7 кл.

Рекомендуемый список книг для 8-11 кл.

С книгами о войне можно познакомиться на тематических выставках в библиотеке. Дополнительные материалы о событиях военных лет размещаются на библиотечном стенде.

 Писатели и поэты-фронтовики

23 января 2015 года в школе прошел общешкольный классный час для 5 - 11 классов на тему «Писатели и поэты-фронтовики». Его подготовили и провели учащиеся 8 класса Даниленко Анастасия, Кузьмина Маргарита, Райчич Михаил, Громенко Дарья, Горбунова Анастасия, Козлов Кирилл, Овсянникова Анастасия, Слесарчук Дарья, Станкович Милан, Проданова Тальяна, Фатеев Кирилл (10 класс), Генералов Андрей (9 класс) и классный руководитель 8 класса Генералова Оксана Борисовна.Ребята рассказали о поэтах и писателях-фронтовиках А.А. Суркове, К.М. Симонове, В.В. Быкове, Ю.В. Друниной, К.Д. Воробьеве, Ю.В. Бондареве, В.А. Закруткине, А.Т. Твардовском, Б.Л. Васильеве, В.О. Богомолове, Э.Г. Казакевиче, Б.Н. Полевом, М.А. Смирновой. Прозвучали стихи о войне, строки из прочитанных книг «Звезда», «Убиты под Москвой», «Горячий снег», «А зори здесь тихие…», «Повесть о настоящем человеке», «Василий Теркин» и других произведений.Выступление сопровождалось презентацией, в которую были включены фотографии военных лет, песни и фрагменты фильмов о Великой Отечественной войне. В зале была также представлена книжная выставка «Читаем книги о войне».На презентации присутствовал советник-посланник Посольства России в Сербии Горбунов Иван Николаевич. Завершился классный час выступлением директора школы Христокяна Александра Андреевича.

                   

 

 И память о войне нам книга оживит...

В октябре 2014 г. в школе стартовал инициированный школьной библиотекой проект «И память о войне нам книга оживит…», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и проведению в 2015 г. Года литературы в России. Цель проекта – повышение читательского интереса к книгам о войне, сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и преемственности поколений в осознании значения Великой Победы.

Произведения о войне является бесценным, неисчерпаемым источником исторической памяти. Повести, рассказы, стихотворения о героических событиях 1941-1945 гг. дают уникальную возможность каждому соприкоснуться с великим подвигом старших поколений, подвигом наших отцов, дедов и прадедов.

Задача проекта состояла в создании 2-11 классами видеосюжетов (буктрейлеров) или презентаций о прочитанных книгах, посвященных событиям Великой Отечественной войны.

6 апреля свои работы представила начальная школа. 2 класс выбрал для видеопроекта рассказ С.П. Алексеева «Тульские пряники». Это рассказ о мальчике, который во время войны помогал на заводе отцу и наклеивал на мины бумагу с надписью «Тульский пряник». Авторами и участниками видеосюжета стали все ребята 2 класса. Они подготовили рисунки и комментарии, которые и легли в основу их творческой работы.

3 класс подготовил видеопроект по книге В.П. Катаева «Сын полка». Главные роли исполнили Андрей Вуколов и Ксения Веревкина. 4 класс представил видеосюжет по книге А.Т. Твардовского «Василий Теркин».  В съемках приняли участие Коробов Платон, Чушев Артем, Иванова Маша, Генералов Миша, Можаровский Марк, Гусев Миша, Каличанин Огнен и Соловьева Настя.

На празднике 6 апреля прозвучали замечательные стихотворения о войне, которые прочитали победители конкурса чтецов начальной школы – Сыроватская Софья, Кильдяшова Алиса, Айсина Виолетта, Малышева Александра, Карабчукова Валерия, Веревкина Ксения, Иванова Мария и Соловьева Анастасия.

В зале вместе с ребятами, учителями и родителями присутствовали гости из Посольства России в Сербии – атташе по вопросам обороны Волков Валерий Игоревич с супругой Ларисой Александровной, а также заместитель военного атташе Малышев Александр Леонидович. В адрес всех участников проекта и участников выступления прозвучали их теплые слова.

17 апреля состоялся показ видеопроектов и презентаций по книгам о войне 5-11 классов.

Представляя работу 5 «А» класса по книге Л.Ф. Воронковой «Девочка из города», Мокрова Алина сказала: «Написанная в суровом 1943 году, эта книга до сих пор трогает сердца детей и взрослых. Нам очень хочется, чтобы каждый, кто еще не знаком с книгой Л. Воронковой, после просмотра видеоролика обязательно захотел узнать историю маленькой Валентинки».

Тема работы 5 «Б» класса – дети блокадного Ленинграда (по книге Ю. Яковлева «Девочка с Васильевского острова»). Главные роли в видеопроекте замечательно исполнили Михайлов Тара и Георгиев Зоя.

Авторами презентации 6 класса по повести В.Л. Кондратьева «Сашка» стали Больбух Екатерина и Маткович Лана. В съемках видеосюжетов приняли участия Персидский Иван, Газизов Владислав и Косарева Анастасия.

Коробова Людмила и Коробова Елизавета представили видеоролик 7 класса по книге Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке», прототипом главного героя которой стал легендарный летчик, Герой Советского Союза Алексей Маресьев, оставшийся в боевом строю и поднявшийся в небо после ампутации ног.

Тема работы 8 класса - подвиг женщины на войне (по произведениям Ю. Друниной). В годы войны в советской армии воевало около миллиона женщин. Юлия Друнина, ушедшая в 17 лет добровольцем на фронт, посвящала свои стихи женщинам, сражавшимся на войне.  В ее стихотворениях женское мужество и подвиг переплетаются с ужасом и горем войны. В видеоролике 8 класса стихи Друниной звучали в исполнении Даниленко Анастасии, Кузьминой Маргариты и Захаровой Марии.  Закадровый текст прочитал Райчич Михаил. 

9 класс представил видеопроект по книгам об узниках концентрационных лагерей – «Рисунки кровью» А.И. Пахомова и «Пропавшие без вести» С.В. Злобина.  Это очень редкие книги. По одному их экземпляру с автографами авторов хранятся как реликвия в семье Самойлова Сергея Григорьевича, бывшего узника концлагеря. Его жизненная история стала известна ребятам, благодаря воспоминаниям его родственников - Тадич Ангелины, ученицы 9 класса, и ее семьи. В создании и представлении видеопроекта приняли участие Абдурагимов Максим, Генералов Андрей, Мемедович Алекса, Маринкович Небойша, Тадич Ангелина, Голованова Анастасия, Богунович Исидора и Харченко Елена.

Видеопроект 10 класса посвящен знаменитой книге А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Работу представил Стародубов Михаил: «Твардовский сумел показать героя войны, совершенно не похожего на остальных. Василий Теркин – это веселый, неунывающий оптимист, уверенный в победе. И в этом его сила, сила нашего народа, победившего в страшной войне».

11 класс подготовил презентацию по книге В. Быкова «Альпийская баллада». Это история двух пленных – Ивана и его случайной спутницы Джулии, которые чудом бежали из австрийского лагеря для военнопленных. Они пытаются уйти от погони, прячась в горах. И в разгар войны между ними рождается сильное чувство…    Презентацию представил Лойпур Виктор, прочитавший также отрывок из книги.

Все участники школьного проекта «И память о войне нам книга оживит…» проделали большую работу. В несколько минут экранного времени вложен значительный труд. Ребятам пришлось стать немного артистами и дикторами, сценаристами и режиссерами, операторами и специалистами монтажа, звукооператорами и музыкальными редакторами.  В видеопроектах использовались кадры документальной хроники военных лет, фрагменты художественных фильмов о войне, а также отснятые авторские сюжеты.

Конечно, самостоятельная подготовка и съемка видеопроекта – задача непростая. Замечательные работы ребятам помогли подготовить классные руководители и родители – Иванова Светлана Юрьевна, Веревкина Ирина Петровна, Реджич Анна Александровна,  Эльнатанова Елена Георгиевна,  Сахаутдинова Светлана Рифовна, Михайлов Соня, Тадич Галина Алексеевна. Искренняя благодарность им за помощь в реализации такого важного проекта!

По результатам просмотра и представления видеопроектов конкурсные места распределились следующим образом:

I место -  2 класс, 3 класс, 4 класс, 5 «Б» класс, 8 класс.

II место – 5 «А» класс, 9 класс.

III место – 6 класс, 7 класс.

Представляем лучшие видеопроекты:

I место

2 класс - С.П. Алексеев «Тульские пряники»

3 класс - В.П. Катаев «Сын полка»

4 класс - А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

5 «Б» класс – Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова»

8 класс – поэзия Юлии Друниной

II место

5 «А» класс - Л.Ф. Воронкова «Девочка из города»

9 класс -  А.И. Пахомов «Рисунки кровью»,  С.В. Злобин «Пропавшие без вести»

III место

6 класс - В.Л. Кондратьев «Сашка»

7 класс - Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Ознакомиться с работами вы сможете на этой странице.

                   

 

 100-летие со дня рождения К.Симонова

27 ноября в актовом зале прошел подготовленный библиотекой общешкольный классный час «Да, мы живем, не забывая…», посвящённой 100-летию со дня рождения К.М. Симонова.

Раевская Анастасия, 11 класс
27 ноября неделя предметов гуманитарного цикла завершилась литературно-музыкальной композицией, посвящённой 100-летию К.М. Симонова. Мы узнали о жизненном и творческом пути писателя, а ещё и поэта, прозаика, публициста, журналиста, драматурга и кинодраматурга в одном лице. Ребята из 10 класса рассказали об интересных фактах из жизни Симонова. Немало нового узнали школьники о литературном творчестве писателя, о его работе военным корреспондентом на фронтах Великой Отечественной. Рассказ сопровождался чтением произведений поэта, видеозаписью его , исполнением "Песни военных корреспондентов" и кадрами из фильма «Живые и мёртвые». Со сцены школьники декламировали известные стихи Константина Симонова о войне: "Майор привёз мальчишку на лафете", "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины" и другие. Хорошим дополнением к постановке явилась презентация.Материал, представленный на литературной встрече, не только познакомил с творчеством Константина Симонова, но и расширил моё представление о важнейшем значении поэзии в годы Великой Отечественной войны в целом.На мой взгляд, творчество К. Симонова актуально и по сей день. Его произведения не утратили духовной ценности и своего воспитательного значения. Они еще долго будут нести свою добрую службу.Я очень благодарна участникам постановки (обучающимся 7,8,10 классов) и её организаторам (Л.Н.Мельник и С.В.Христокян) за возможность ещё раз задуматься о мужестве и героизме нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Хаткевич Анна, 6 класс
Много лет прошло, а память остаётся.
27 ноября мы вспоминали выдающегося поэта и писателя, фронтовика Константина Михайловича Симонова.
Ребята нашей школы читали его произведения, пели песни на стихи Симонова. Без слёз на глазах невозможно было смотреть на фотографии военных лет, потому что Великая Отечественная война – трагическая веха в истории нашего народа.Все мои сверстники чтут ветеранов, героев, прошедших страшные испытания в годы войны. К.М. Симонов в своём творчестве рассказывает нам, нынешним поколениям, о подвиге народа. Я преклоняюсь перед его талантом и творческим вкладом в великое дело победы над фашизмом

     
                           

 

 Литературная викторина

18 декабря в начальной школе прошли сразу две литературные викторины.
В гости к 1 классу пришли пятиклассницы Иванова Маша, Соловьева Настя и Куршвид Софья. Тема викторины - стихотворения Корнея Чуковского. Дружно и весело отвечали малыши на вопросы, а в завершение викторины их ждал небольшой сюрприз – новогодние загадки.Маша, Настя и Соня уже второй раз проводят викторины с первоклассниками. После встречи Настя с улыбкой делится своими впечатлениями: «Они такие маленькие, такие хорошенькие!» Девочки с особым удовольствием приходят в класс Ларисы Владимировны, у которой сами учились еще в прошлом году.Викторину в 3 классе по книгам Сергея Михалкова провели Больбух Катя и Бабкина Эвелина (7 класс). Они рассказали ребятам о том, как С. Михалков стал писателем, задали вопросы по его произведениям, познакомили с книгами писателя, которые есть в школьной библиотеке. После ответов на основные вопросы викторины, третьеклассники с не меньшим интересом, чем ребята 1 класса, замечательно отгадывали новогодние загадки.

               

 

 К 200-летию М.Ю.Лермонтова

К юбилею со дня рождения великого русского поэта в библиотеке были оформлены стенды «К 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова» и «Мой дом везде, где есть небесный свод», а также подготовлена выставка книг поэта. Иллюстрации к стенду по темам рисунков М.Ю. Лермонтова выполнил ученик 9 класса Кирилл Клюкач.По представленным на стендах материалам учитель русского языка и литературы Лариса Александровна Иванова рассказала пятиклассникам о творчестве поэта. Ребята прочитали стихи М.Ю. Лермонтова на русском и сербском языках.

                 

 

 59-я Международная книжная выставка-ярмарка

30 октября 2014 года ученики 3, 4 и 8 классов были гостями российского стенда на 59-ой Международной книжной выставке-ярмарке. Ребята познакомились с обширной и очень интересной книжной экспозицией, полистали замечательные новые книги. Они принесли на выставку свои рисунки на тему «Моя Россия! Моя Москва!», посмотрели мультфильмы, прочитали любимые стихотворения. Организаторы стенда - представители Российского книжного союза, очень тепло встретили ребят и подарили им на память детские книги.

                             

 

 У нас в гостях режиссер Владимир Алеников

29 октября в Русской школе Посольства России в Сербии состоялась встреча с замечательным человеком. В гостях у школьников побывал писатель, поэт, кинорежиссер, сценарист, продюсер и педагог Владимир Михайлович Алеников. Владимир Алеников начинал свою карьеру в искусстве как переводчик поэтических произведений с французского, испанского, эстонского языков. Как кинорежиссер стал известен после выхода кинофильма для детей «Приключения Петрова и Васечкина».
В течение всей встречи ребята задавали вопросы Владимиру Михайловичу, смотрели отрывки из его кинофильмов. Особенно ребят интересовал процесс съёмок, работа режиссёра с юными артистами.
Оказывается, на роль девочки Маши были две претендентки. Но Инга Ильм всех покорила. «Я дал ей прочитать первую новеллу «Укрощение строптивой», - вспоминает режиссёр, - она распахнула свои огромные глаза и произнесла: «Я думаю, что это история о любви, но, поскольку они ещё очень маленькие, это должно быть смешно». Потом я ещё у Егора и Димы спросил, кто настоящая Маша. И они оба указали на Ингу. Я понял, что они в неё влюблены, а это было на руку. Несколько лет назад я пытался сделать мюзикл «Петров и Васечкин 20 лет спустя», в котором герои уже выросли, Машу похитил олигарх, но давние друзья её все-таки спасли... Но сейчас другое время, другие цифры и другие правила. Пока не нашлись люди с деньгами, которым это было бы интересно, продолжение о Петрове и Васечкине пылится на полке.
В.М. Алеников до сих пор продолжает общаться с Дмитрием Барковым, сыгравшим Васю Петрова и с Егором Дружининым, известным хореографом и театральным режиссером (Петя Васечкин), и с Ингой Ильм (Маша Старцева), и со многими другими актерами. Дима — продюсер детской киноакадемии «Киноостров». Инга, успешная актриса, а теперь ещё осуществила свою детскую мечту — стала историком.
Интересно было узнать об участии знаменитого гостя во всероссийской акции в поддержку чтения «Книги моей жизни», организованным издательством АСТ. Её участники известные люди театральной среды, кино, телевидения, науки и образования называют книги, которые оказали влияние на становление характера и жизненно важных принципов, помогли им в работе и творчестве. Для В.М. Аленикова такими книгами стали «Мартин Иден» Дж.Лондона и «Книга джунглей» Р. Киплинга.
В рамках "Белградской международной книжной ярмарки» писатель представил свою новую книгу "Богатырская история". В ней две сказочные повести. Одна легла в основу одноименного сценария, это должен быть ироничный и в то же время патриотичный детский фильм. Хочется верить, что этот проект реализуется.
В ходе встречи режиссёр представил трейлер своего нового фильма «Война Принцессы». Премьера этой картины состоялась 25 июня 2013 года на 35-м Московском международном кинофестивале, а на III Международномкинофестивале фильмов для детей и юношества «Дары волхвов», прошедшем в Барселоне в январе 2014 года, фильм «Война Принцессы» завоевал Гран-при. Это его шестая награда. «Фокус в том, что взрослых в картине вообще нет,— говорит Владимир Алеников.— А если и есть, то снимал я их так, что их было почти не видно, „без лиц“. Камера стоит очень низко, как бы все снимает с точки зрения детей. Все основные роли в фильме играют ребята от 10 до 13 лет.
Действие фильма происходит в 90-х годах в подмосковном городке, разделенном на части двумя подростковыми бандами: «рентгенами» и приезжими, главным образом беженцами с Кавказа — «абреками». Русская девочка по кличке Принцесса и армянский мальчик Карен влюбляются друг в друга. Они отстаивают свою любовь с оружием в руках.
Академик Евгений Ямбург написал о нем: "Со времен "Чучела" Ролана Быкова не видел на подростковую тему ничего сильнее и лучше. Я бы вручал диск с этим фильмом каждому школьнику, получающему аттестат". По реакции в зале было видно, что новая картина талантливого режиссёра вызвала неподдельный интерес у юных зрителей.
Вечер мог продолжаться бесконечно – настолько интересно и приятно было общение с талантливым, творческим человеком. Авторы самых интересных вопросов — Алина Мокрова и Алиса Рыжухина из 5 «А» класса получили в подарок книги с автографом писателя.
Мы благодарны Владимиру Михайловичу Аленикову за такую замечательную встречу и с нетерпением ждём его новых творческих проектов.

                       

 

Творческие работы

В Год литературы представляем работы наших начинающих авторов.

Ершова Таня, 9 лет

Таня учится в 3 классе. Стихотворение «Страх войны» она написала к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Страх войны

Война – это ужас,
Война – это страх.
Планету разносит
И в пух, и в прах.
В ужасный, опасный,
Погибельный час –
Солдаты, бойцы,
Вы в ответе за нас!
Под каждым обстрелом
Вздыхает страна,
И стонет, и воет,
Чуть дышит она.
Под каждым обстрелом
Планета вздыхает,
А сколько прекрасных
Людей погибает?!
А малые дети?
Как бледные рыбки
Пытаются выжить
В бессчетной попытке!
Но вот и победа!
Весна наступает!
Девятое мая,
Победный тот год…
И радостно всем,
Что РОССИЯ ЖИВЕТ!!!

 

Половцева Анна, 10 лет

Аня – ученица 4 класса. Любимый персонаж ее рассказов – Белочка. Часто с Белочкой и ее друзьями происходят истории, похожие на события в школе…

Конкурс чтецов

Однажды Белочка гуляла в парке. Вдруг она увидела друзей. Они стояли и смотрели на объявление. Белочка подошла к ним и спросила.
- Привет! На что вы там смотрите? А мне можно?
- О, привет, Белочка! Да вот, смотри, завтра будет конкурс чтецов, а главный приз - ролики!
   Ответила Мышка и добавила.
- А ты Белочка будешь участвовать?
- А что делать нужно?
   Спросил Зайчик друзей. Он сначала думал, что надо читать книгу или кто быстрее прочитает басню.
- Надо прочитать стихотворение наизусть. С выражением!
- Ух, ты! С выражением? Я умею читать стихи наизусть.
   Белочка радостно ответила Мышке и улыбнулась, но тут лицо Зайчика стало печальное.
- Что случилось, Зайчик?
- Я не буду участвовать...Я не хочу рассказывать этот глупый стих ...
   Зайчик не умел с выражением рассказывать стихотворение и боялся перед публикой выступать. Именно поэтому он и не хотел участвовать.
- Но... Но, Зайчик, ты попробуй. Потренируйся и всё у тебя получится!
- Нет... Белочка, я не хочу. Ясно?
   Зайчик строго ответил Белочке и пошёл к озеру. Туда обычно все уходят, когда хотят побыть в одиночестве.
- Эх... Зря я сказал ребятам, что не буду участвовать... Надо действительно попробовать. А стихотворение можно найти в учебнике литературы.
   Зайчик помчался домой, его лицо сияло радостью. Он забежал в свою спальню, достал учебник литературного чтения и принялся искать стихотворение.
   А тем временем, Белочка была в библиотеке, где находятся разные книги и для взрослых, и для детей.
- Так...Так...Мне нужен сборник детских стихов. Интересно, а здесь он есть?
   Белочка стала аккуратно искать книги, но ничего не нашла. Тут она столкнулась с Мышкой и сказала.
- Эй... О, привет, Мышка. Извини, что я тебя не заметила, а ты где взяла книгу с детскими стихами?
- Да, во-о-о-н там, мама Хомячка, она здесь работает. Она знает каждую полочку и каждую книгу. Ты к ней подойди.
   Ответила Мышка и подняла все упавшие книги.
- Спасибо тебе! Ладно, увидимся завтра.
   Белочка подбежала к маме Хомячка и сказала.
- Здравствуйте! А у Вас есть книги детских стихотворений?
- Здравствуй, Белочка! Вон, там на второй полке лежит одна белая книга. Это должно тебе подойти.
   Белочка поблагодарила и побежала за книгой. Она её взяла из библиотеки и пошла домой. Было где-то пять часов вечера. Хорошо, что завтра суббота! У Белочки была очень хорошая память, и она быстро выучила стихотворение и легла спать.
   Наступило утро. Белочка и её друзья были уже на конкурсе. Все зрители уже пришли смотреть и слушать чтецов. Тут все увидели Зайчика и хотели его расспросить обо всём, но конкурс начался. Папа-Енот был ведущий и объявил.
-  Начало стихотворения "Я выросла" нам расскажет Мышка.
   Мышка вышла на сцену и начала тихо рассказывать своё стихотворение.
- Мне теперь не до игрушек,
   Я учусь по букварю,
   Соберу свои игрушки
   И Серёже подарю.
   Деревянную посуду
   Я пока дарить не буду.
   Заяц нужен мне самой -
   Ничего, что он хромой.
   Мышка закончила и ей все захлопали громко и весело. Потом объявили Хомячка, Енотика, Белочку и в самом конце Зайчика. Он уже хотел убежать, но Белочка увидела его и сказала.
- Зайчик, ты куда? Сейчас же твой выход.
- Я... А я никуда...
   Было сразу заметно что Зайчик стесняется, и Белочка добавила.
- Не волнуйся, всё у тебя получится, ты потренируйся ещё раз. Вдохни поглубже и начинай.
   Зайчик начал читать своё стихотворение наизусть, а Белочка подняла занавес, и все увидели Зайчика. Жюри улыбнулось и вынесло вердикт:
- Мы приняли решение: приз получает Зайчик.
  Все долго аплодировали Зайчику, а он даже и не думал, что победит в конкурсе чтецов. А самое главное - как хорошо иметь верных друзей. Вот так Зайчик, благодаря друзьям, победил в конкурсе чтецов, а ролики зря не стояли каждый день. Зайчик вместе с Мышкой, Енотиком и Белочкой катались на них в парке.

Половцева Анна, 5 класс

Малыш Бельчонок

Сестра Бельчишечка и брат Бельчишка были на плавании, а Белочка сидела одна дома и считала за окном мух и птичек. Для Белочки это был самый скучный день. Ничего скучнее не найти, чем сидеть на стуле. И мамы Бельчихи уже десять дней нет дома, а папа Белка почти все время был на работе.

Белочка стала думать и рассуждать:

- Так-так, чем бы мне заняться? От скуки умереть можно. Хм… Порисую! Нарисую небо, солнце и зеленые леса – одним словом, Россию!

Белочка так и сделала. Она взяла бумагу, карандаши, ластик и точилку и принялась рисовать. Белочка и не заметила, как домой вернулся папа Белка и сказал веселым голосом:

- Белочка, сегодня мама приезжает. Она будет дома через десять или пятнадцать минут!

- Ура-а-а! наконец-то, мамочка приезжает!

Белочка от радости подпрыгнула на стуле и чуть с него не упала. Она очень соскучилась по маме Бельчихе и так долго ее ждала.

- Белочка, я сейчас за мамой, а ты здесь приберись. Хорошо?

- Хорошо, папа.

Папа Белка уехал, а Белочка принялась убираться. Она сложила обратно в коробку карандаши и поставила ее на верхнюю полку шкафа. Белочка положила бумагу, а свой рисунок вставила в рамку и повесила на стену.

Тут раздался шум, и Белочка подбежала к окошку, чтобы посмотреть, кто там. Внизу стояли мама Бельчиха, Бельчишечка, Бельчишка и папа Белка. Они поднялись по лестнице, и Белочка увидела маму Бельчиху. Она держала на руках маленького малыша. Он был такой хороший, что белочка прошептала:

- Ух ты! Какой хороший малыш! Можно мне его подержать?

Мама Бельчиха тихо ответила:

- Конечно. Это твой младший братик. Его зовут Бельчонок.

Она протянула малыша Бельчонка Белочке. Маленькие глазки Бельчонка были закрыты, он был очень похож на маленькую куколку. Белочка осторожно поцеловала его и продолжала с улыбкой смотреть на него.

Папа Белка сказал:

- Белочка, сегодня мы будем впервые купать малыша, а сейчас его нужно уложить в кроватку.

- Хорошо, папочка, - ответила Белочка и протянула Бельчонка маме Бельчихе.

Белочка вместе с папой, мамой, сестренкой и братом пошла укладывать в кроватку малыша. Он был такой маленький, что Белочка могла легко поднимать его.

Вот так у Белочки появился младший братик Бельчонок. Мама Бельчиха и папа Белка были очень рады, а Бельчишка и Бельчишечка даже нарисовали открытку для Бельчонка. Белочка была рада больше всех, потому что, когда родилась младшая сестренка Бельчишечка, Белочке было всего три годика.

Половцева Анна, 5 класс

Точка

Жила-была в стране математике маленькая фигура Точка. Так как она была самой маленькой, ее все дразнили. Точка много лет это терпела и однажды утром, когда Пятиугольник хотел подразнить Точку, ее не было…  где же Точка? Куда она подевалась? Никто из фигур этого не знал…

После долгого поиска все фигуры смирились с пропажей Точки и Квадрат сказал:

- Эх, у меня больше нет сил искать. Может быть, это даже и к лучшему, что Точка пропала.

Круг добавил:

- Я с Квадратом полностью согласен. Искать кого-то я не намерен. Мне все равно, что Точка пропала. Без нее нам стало лучше.

Прошел день, прошла неделя, и все фигуры затосковали без Точки. Прямая ворчит и кричит на Квадрата:

- Без Точки теперь у меня не будет конца. Из меня не получится никакого Луча и Отрезка, ведь Точки в Математике больше нет.

И поняли тогда фигуры, что без Точки жить никак нельзя. Отправили они письмо Точке с просьбой вернуться. Обещали, что никогда обижать ее не будут. Точка их письмо получила. Она их, конечно, простила, вернулась в Математику и живет там теперь всегда. С тех пор ни одна фигура не обижала маленькую Точку. Наоборот, ее все уважали и любили.

Вот какая Точка маленькая, но нужная в Математике. Без нее не получится начертить Луч и Отрезок, разделить числа на классы и разряды.

Галерея сказок

Около года назад, в апреле 2014 г. в школе открылась «Галерея сказок» - постоянно действующая выставка иллюстраций к русским и зарубежным сказкам. Экспозиция включает 68 лучших рисунков учащихся 1-10 классов (учитель ИЗО Вранич С.В.). Выставка размещена на первом этаже школы.

Право открытия галереи было предоставлено Попович Василии - бывшей ученице нашей школы, лауреату многих международных художественных конкурсов, автору замечательных рисунков, украшающих школьную библиотеку.

Представляем некоторые работы:

Марич Милица, 10 лет

Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»


Сероус Наташа, 10 лет

Русская народная сказка «Лиса и Волк»


Иванова Маша, 9 лет

ЖАР-ПТИЦА. Ершов П.П. «Конек-Горбунок»


Персидский Иван, 12 лет

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»


Водякова Оля, 9 лет

П. Ершов «Конек-Горбунок»


Муникравич Сара, 10 лет

А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»


Никитович Мария, 13 лет

К.Коллоди «Приключения Пиноккио»


Круглова Софья, 10 лет

П. Бажов «Серебряное копытце»


Дряхлов Максим, 10 лет

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Международный день школьных библиотек 2014

В 2014 году уже в 15-й раз мировое школьное библиотечное сообщество отмечает Международный день школьных библиотек. Этот день появился в реестре праздников в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО. С тех пор он ежегодно отмечается каждый четвертый понедельник октября. В 2008 году на смену одному праздничному дню пришел Месячник школьных библиотек.

ТЕМА этого года – 

«Твоя школьная библиотека: в центре интеллект-карт»

 

Термин «интеллект-карта» имеет множество синонимов: «карты мыслей», «карты памяти», «ассоциативные карты», «схемы мышления» и др. Это инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, разработка сложных проектов, организация собственного обучения и обучения других людей и многих других.

В России Международный месячник школьных библиотек впервые прошел  в 2008 г.  Традиционно в программу праздника входят многочисленные мероприятия для школьников (конкурсы, выставки, сборы книг), их родителей и учителей. Главным событием месячника в России остается Форум школьных библиотекарей, который проходит в Михайловском.

В нашей школе праздник отмечается четвертый год. Мы проводим книжные выставки, библиотечные уроки, презентации, литературные викторины и праздники. В октябре 2011 и 2012 гг. ребята встречались с замечательными детскими писателями Тамарой КРЮКОВОЙ и Владимиром Сотниковым, а в октябре 2013 г. - с заместителем директора Государственного музея А. С. Пушкина, профессором Натальей Ивановной Михайловой.

В этом году у нас в гостях побывал писатель и кинорежиссер Владимир Михайлович АЛЕНИКОВ.

Школьная программа МДШБ 2014г.

24 октября

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию М.Ю. Лермонтова

 

27 октября

«Чудесная страна БИБЛИОТЕКА»

- ознакомительная экскурсия для 1 класса

 

29 октября

Встреча с писателем и кинорежиссером В.М. АЛЕНИКОВЫМ

 

30 октября

Посещение российского стенда

на 59-ой Международной книжной выставке-ярмарке

Золотая полка школьной библиотеки

2015 год объявлен в России Годом литературы. Именно в этот год мы начинаем проект «Золотая полка школьной библиотеки».
В каждой крупной библиотеке хранятся редкие книги – сокровища, бережно передаваемые от поколения к поколению. Но в каждой, даже маленькой библиотеке, найдутся особенные, значимые для читателей книги. Есть такие книги и в нашей школьной библиотеке. Цель проекта – познакомить ребят, учителей и родителей с такими книгами.
Пожалуй, самая дорогая для нашей библиотеки книга – сборник стихов Агнии Барто «По дорожкам, по бульварам...» с автографом автора.
В этой рубрике мы планируем рассказывать вам о книгах, которые составляют «золотую» полку школьной библиотеки.

 Сказки о старых книгах

 

Старые книги… Они стареют со временем, но порой их старит плохое обращение, а иногда книги просто зачитывают «до дыр». У каждой старой книги своя история. Несколько таких историй сочинили наши третьеклассники. И не только сочинили, но нарисовали к ним иллюстрации и оформили книжки-малышки. А если некоторым из них немного помогли их родители, то это замечательно. Значит, с книгами дружит вся семья.

 

Семья Ивановых под руководством Маши Ивановой

 

Старая книга тролля

 

 У старого тролля книга была.

Служила ему много лет.

В ней кваса рецепт, колдовские слова.

Короче, чего только нет.

 

Но тролль был неряшлив, уборки не знал.

И книжку куда-то девал.

Ну, нет под кроватью, на чердаке.

Короче, везде он искал.

 

В пропаже винил он летучих мышей.

И черного друга-кота.

Вернули те лупу, носки и дуршлаг.

Короче, находка не та.

 

Ах, как неудобно без книги той жить!

Подсказчика мудрого нет.

Как зелье сварить? Тараканов морить?

Короче, где взять бы совет?

 

Бродил тролль по лесу, решенье искал.

И в дупла, и в норы влезал.

Короче, повсюду он нос свой совал

И в библиотеку попал.

 

Но там мудрый филин ему был не рад:

«Приятель, на нас ты не злись,

Но книжек неряхам мы не даем.

Короче, пойди, приберись»

 

 

И тролль, покряхтев, взял ведро и совок,

А кот в свои лапы – метлу.

Всего за неделю книжка нашлась.

Короче, пылилась в углу.

 

И книжную полку тролль сколотил,

Повесил над входом, где дверь.

Там книга и лупа, дуршлаг и носки.

Короче, порядок теперь.

               

***

Тумачев  Дмитрий

 

 

Сказка о старом учебнике

 

Я к бабушке в гости пришёл.

Там старый учебник нашёл.

Решил посмотреть. Открываю…

И с удивленьем читаю.

Здесь Пушкин, Толстой и Крылов,

Фет, Тютчев, Бальмонт, Лермонтов.

Спросил я от удивления:

«Это моё «Литературное чтение»?»

 

Старый учебник страничкой шуршал,

Старый учебник в ответ прошептал:

«Не важно, сколько лет пройдет,

И сколько будет новых книг,

Но то же самое прочтёт,

И те же имена найдёт

В новом учебнике ученик!»

 

***

 

 Гусев Михаил

 

Сказка о старой книге

 

Жила-была одна очень старая книга. Она была вся потрепанная, обложка выгорела на солнце, некоторые страницы выпали. Уже много лет она стояла и пылилась на полке, про неё все забыли, её уже очень давно никто не брал в руки. Так и стояла она на своём месте и часто вспоминала те времена, когда она была ещё совсем молодой. А было это так.

 

В 17 квартире жил мальчик по имени Миша. Он очень любил читать. И вот как-то в день его рождения ему подарили книгу. Эта книга была про приключения друзей в джунглях. Миша настолько полюбил эту книгу, что перечитывал её не один раз. Он представлял себя на месте этих путешественников, как он преодолевает опасности и трудности в джунглях.

 

Как же была счастлива книга в то время, ведь Миша с ней практически не расставался. Она была его самой любимой книгой. Его самым верным другом.

 

Но прошли годы. Миша вырос и стал взрослым. И теперь ему было неинтересно читать эту детскую книгу про приключения. Его интересовали уже совсем другие вопросы, и он читал совсем другую литературу. Книгу убрали на верхнюю полку книжного шкафа и забыли про неё.

 

И вот как-то в один из солнечных дней Миша разбирал старые вещи и обнаружил свою любимую в детстве книгу. Он взял её в руки и стал читать. Он настолько увлекся этим занятием, что не заметил, как пролетело время. Миша стал вспоминать своё детство, как он мечтал о джунглях, представлял себя путешественником.

 

Миша закрыл книгу и позвал своего сына. «Сынок, - сказал он, - я хочу подарить тебе эту книгу, она была моим лучшим другом в детстве, и  я хочу,  чтобы она стала другом и для тебя». Мальчик взял в руки книгу, сел за стол и стал её читать. С тех пор книгу стали часто доставать с полки и перечитывать. Так продолжается и сейчас. Книга снова счастлива.

 

Книга – это твой самый лучший друг. Не забывай своих друзей!

 

***

Можаровский Марк

 

 

Сказка старого учебника

 

Это произошло со мной в один зимний поздний вечер. Накануне моя учительница – Надежда Васильевна, предложила ребятам сделать доклад об истории создания известного во всем мире музея – Эрмитажа. Я с удовольствием взялся за подготовку доклада, так как в школьной библиотеке много книг, в том числе по истории. Дома, обложившись учебниками, я погрузился в чтение.

 

Буквы сливались в слова, слова в предложения, и передо мной открывались истории, связанные с приобретением картин, скульптур и других предметов искусства для музея. Увлекшись чтением, я не заметил, как моя голова опустилась на лежавшую передо мной книгу.

 

«Эй, осторожнее, я тебе не подушка!» - раздался возмущенный голос.

 

«Кто это, разве книги могут разговаривать?» - удивился я.

 

«Да, могут, я расскажу тебе свою историю», - ответил учебник.

 

Однажды, вместе с другими, только что выпущенными типографией новыми учебниками, я оказался в школьной библиотеке.

 

Первым в свои руки меня взял мальчик, который интересовался историей. Он сразу надел обложку, а чтобы в поисках нужной страницы не загибать углы, вставил закладку. Он был аккуратным и бережливым, никогда не рисовал и не делал пометок на страницах, носил книги в портфеле или ставил на книжную полку. Давать знания такому мальчику было просто удовольствием. Но закончился учебный год, и учебник вернули в библиотеку.

 

Другой мальчик, которого я должен был учить истории, совсем ею не интересовался. Учебник он использовал вместо картонки при катании с ледяной горки или подставки под колеса велосипеда. Он вырывал из учебника страницы и делал из них «голубей». После такого обращения вид у меня был неопрятный и неприглядный.

 

Из-за этого в библиотеку меня не взяли, а отправили в мастерскую. Там меня привели в порядок: поменяли старую обложку, почистили имеющиеся и вставили недостающие страницы, заново переплели.

 

В таком обновленном виде меня вернули в школьную библиотеку. С грустью и страхом я думал о том, в какие руки я попаду в следующий раз. Проходил один учебный год, начинался другой, много раз я переходил из рук в руки. Одни ребята были внимательны ко мне, другие не очень…

 

Но вот в библиотеку пришел ты и взял меня в свои руки. Я надеюсь, ты будешь бережно относиться не только ко мне, но и к другим книгам, а мы, в свою очередь, будем раскрывать перед тобой загадки истории, чудеса химии, тайны космоса, открытия в математике и физике.

 

Эта история о говорящем учебнике надолго отложилась у меня в памяти и научила меня беречь и любить книги.

 

***

 

Половцева Анна

 

Сказка о старой книге

 

Жила-была Белочка. У нее была хозяйка Аня, которая училась в третьем классе. Однажды Белочка осталась дома одна, и стала мечтать.

 

- Если бы я была девочкой, я бы с радостью ходила в школу! Жаль, что я не девочка, а Белочка.

 

Белочка поздно вечером стала ложиться спать. И вдруг к ней прилетела Добрая Волшебница и спросила у Белочки:

     - Белочка, Белочка, чего ты хочешь?

     - О, Добрая Волшебница! Моя мечта – стать умной!

Сказала Волшебница Белочке:

     - Не волнуйся, я тебе помогу!

 

Она дала Белочке книжку, но не простую, а волшебную, и сказала:

- Вот тебе книга волшебная. Если будешь читать ее каждый день, то станешь умницей-разумницей.

 

Стала читать книгу Белочка и, вдруг, слышит тоненький голосок:

- Белочка, белочка, тебе интересно читать?

- Ой, кто это?

- Это я. Твоя книга. Когда-то я  была новенькой и чистой книгой с хрустящими страницами. Добрая Волшебница меня читала и перечитывала. А ее подруги всегда пачкали меня и рвали мои страницы. Мне было очень больно. А теперь я такая грязная и некрасивая. И все боятся брать меня в руки.

- Ах, как же мне тебя жалко! Что я могу для тебя сделать? – сказала жалобно Белочка.

- Милая Белочка, если ты приведешь меня в порядок, я исполню твое желание.

 

Белочка решила помочь книге и поспешила за клеем, ножницами и бумагой.

Она заклеила порванные странички, сделала новую яркую обложку, стерла пометки в книге. О, чудо! Книга стала краше новой. Белочка искренне обрадовалась, что ей удалось помочь своему новому Другу. Именно так стала называть Белочка Книгу.

 

А Книга исполнила желание Белочки. Белочка стала умницей-разумницей, у нее появилось много других книг. Но она никогда не причиняла им вреда. И всегда с радостью вспоминала эту историю!!!

 

***

 

Гришина Александра

 

 

Слоненок и сбежавшая книга

 

Жил-был маленький слоненок по имени Ушастик. Он очень любил читать книжки, поэтому у него было очень много разных книг и про путешествия, и про  животных, и про космос. Но была и одна книжка, которая ему не нравилась. Она была про злую бабу Ягу с красочными иллюстрациями. И Ушастик решил спрятать ее подальше, чтобы она не попадалась ему на глаза.

 

И тогда эта книжка обиделась на своего хозяина и решила сбежать от него. Бежит, бежит и встречает кузнечика Кузю и говорит: «Привет! Почитай меня, Кузя!» А кузнечик в ответ: «Нет, не могу тебя почитать, ты слишком для меня большая». Книжка обиделась и побежала дальше.

 

Бежит, бежит, а навстречу ей идет ее знакомый жираф Шарфик. Она спрашивает его: «Шарфик, Шарфик, а хочешь прочитать меня?» А жираф в ответ: «Конечно, хочу, но ты такая маленькая для меня, что я ничего не увижу». Книжка подумала, подумала и дальше побежала.

 

Вдруг она увидела своего слоненка и побежала от него прочь. Книжка долго бежала, даже не заметила, как очутилась в дремучем лесу. Неожиданно из-за дерева выбежала баба Яга и спросила: «А что ты тут делаешь?» Книжка так испугалась, что не могла сказать ни одного слова.

 

А баба Яга разглядывала ее и вдруг заметила, что она про нее саму, и говорит книжке: «Вот это да! Какая приятная неожиданность! В книжке же про меня написано, да как красочно нарисовано. Оставлю я тебя себе!!!» Пока бабка Ежка размечталась о том, как будет показывать книжку своим друзьям, наша путешественница выбрала удобный момент и побежала со всех ног с этого страшного места.

 

Бежала, бежала и наконец-то добралась до домика своего слоненка Ушастика. Только теперь она поняла своего хозяина, почему он не хотел читать ее, почему ему было так страшно. А слоненок, скучавший по своей книжке, увидев ее, так сильно обрадовался, что поставил ее на самое видное место.

 

***

 

Папич Филипп

 

 

Сказка о старой книге

 

Жила-была книга. Она жила одна на полке. Ее никто не читал. Она была оборванная, старая на вид, не красивая.

 

Пришел однажды мальчик и увидел ее на полке. Она была в пыли, ее долго никто не трогал. Мальчик очень хотел узнать, что это за книга, и взял ее из библиотеки.

 

Прочитал. Она была очень интересная. Мальчик сделал вывод: ничего и ни о ком не суди по внешнему виду.

 

***

Соловьева Настя

 

 

Сказка о старой книге

                                            

На одной старой полке жила старая книга. Она стояла позади всех книг, поэтому ее никто не замечал.

 

И как-то в одно солнечное утро подумала старая книга, что она никому не нужна, и решила бежать. И не теряя ни минутки, спрыгнула она с полки и выбежала из гостиной в кухню, а из кухни – в коридор. Но тут ее остановила собака.

 

- Куда ты собралась? – спросила собака.

- Я никому не нужна, поэтому собиралась сбежать, - ответила книга.

- Давай сделаем так. Я тебя принесу хозяевам и отдам тебя им как подарок, - решила собака.

- Давай, - согласилась книга.

 

Собака подхватила книгу и понесла хозяевам. Хозяин взял книгу, похвалил собачку и сказал:

- Теперь я буду каждый вечер читать эту замечательную книгу.

 

С тех пор старую книгу все читают с большим удовольствием, а она теперь и не думает, что никому не нужна.

 

***

Чобич Лила

 

Старая книга

Жила-была морская свинка по имени Кики. Она была рыжая, смаленькими ушами. Одно ухо розовое, а другое коричневое. У Кики были друзья –морские свинки Пепи и Сара. Пепи был разноцветный, а Сара – белая. В соседнемлесу жила морская свинка Катя.

 

Один раз Кики, Пепи и Сара пошли купаться на речку. Они ныряли,плавали, но вдруг увидели Катю. Пепи сказал:

- Давайте играть. Кто больше сорвет цветов, то и выиграет. Иполучит морковь.

Свинки бегали, хохотали и рвали цветы.  Больше всех цветов набрали Сара и Катя. Они получили по морковке. Так у Сары,Пепи и Кики появилась новая подружка Катя.

 

Однажды друзья решили навестить Катю. Катя рассматривала своикниги т увидела одну старую книжку. Она была грязная и рваная. Обложки у книгине было. Катя взяла книжку и выбросила в ведро. Увидели Пепи, Сара и Кики книгу,раскрыли беднягу и стали ее читать.

- Какая интересная оказалась книга, - сказали они.

 

Кате стало стыдно, она извинилась перед книгой, подклеиластраницы и сделала новую обложку. Старая добрая книга обрела новых друзей!

 Поучение "Зачем нужно беречь книги"

Основное направление работы школьной библиотеки – бережное отношение к художественным и учебным книгам. Учащиеся школы подготовили несколько творческих работ на эту тему. О том, зачем нужно беречь книги, рассуждает Райчич Михаил. Размышления Горбуновой Анастасии, Продановой Тальяны, Поповой Таисии, Козлова Кирилла, Секицки Николы и Овсянниковой Анастасии представлены в форме поучений отрокам-книгочеям (учитель русского языка и литературы Е.В. Андреева).

Райчич Михаил

 

 

Зачем нужно беречь книгу?

 

 На дворе двадцать первый век – и к нашим услугам айпады, смартфоны, айфоны и прочая техника, позволяющая в любую минуту отыскать и прочитать нужную книгу. Зачем же забивать шкафа и полки книгами, ведь они занимают столько места, собирают пыль? Вижу для этого несколько причин.

Как только древний человек научился изготавливать орудия труда, охотиться, собирать и хранить урожай, ему понадобилось передавать знания и опыт другим. Наскальная живопись, свитки, узелковое письмо – это всё книга. Как бы мы узнали о том, что было тысячелетия до нашей эры, если бы предки не передавали нам эти знания, не сберегли бы их? Книги в сложные исторические периоды сжигались на кострах, запрещались, подвергались гонениям. Книги надо сохранять как исторический документ!

Теперь представим, что наступила техногенная катастрофа. Вилка и розетка больше не создадут нам привычных условий жизни. Погибнет ли человечество?

Думаю, что нет. Тепло даст лес, пищу – земля. А информацию? Человеку обязательно нужна новая информация. И вот тут-то и вспомнится старый добрый друг – книга!

И, наконец, как здорово вечером при свете маленькой лампы, лёжа на диване, перелистывать страницы, а не нажимать на кнопки.

У нас в доме очень много книг, большинство из библиотеки нашего прадеда, который собирал её с 1945 года. Эту библиотеку мы привезли их России, и она для нас семейная ценность и память. Мы с братом точно также сбережем эти книги для своих правнуков.

Чтобы сохранить книгу многие годы, к ней нужно очень бережно относиться: оборачивать в обложку, не есть во время чтения, аккуратно перелистывать страницы и не загибать на них уголки.

Берегите свои книги и также бережно относитесь к чужим!

***

Горбунова Анастасия

 

 

Поучение отрокамъ-книгочеямъ

 

 Книга есть кладезь неисчерпаемый мудрости предков ваших. Усердно читайте и многому научитесь. Как капли збираются в реки и моря, так и слова книжные составляют знание великое.

Не лёгок плод учения, но сладок. А посему кто сил своих в ученьи не жалел, тот успеха всякого добьётся.

 Помощь вам дома книжные – библиотеки. В тиши и благочестии обретайтесь там по елику можете. И други ваши с собою зовите, ибо там умножатся знания ваши.

 

Настасья Горбунова,

писарь седьмого класса

***

Овсянникова Анастасия

 

Поучение ученикам

 

 Ученики,  слушающие эту грамоту, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и относитесь бережно к книгам, ведб книга – источник мудрости.

Из книги листов не вырывайте, коли взяли книгу в руки, то и заботьтесь о ней должным образом. Оберните книгу, нельзя портить листы книжные. Читайте книгу внимательно, ведь в книгах найдешь великую пользу душе своей.

 

 

Содружка ваша Анастасия

***

Козлов Кирилл

 

 

Поучение об отношении к книгам

 

 Любезный друг!

 

Сегодня письмо мое наполнено будет просьбами. Молю вас о бережном отношении к основному источнику знаний – ее Величеству книге.

Берегите книги, они самое важное на нашей планете, так как книга несет знания. Берегите книги, ведь они передают мудрость из поколения в поколение. Книги хранят знания прошлых поколений и рассказывают об их ошибках, чтобы мы их не совершали. Также книги учат нас, как вести нам себя в разных  ситуациях. Читайте книги и вы будете интереснее людям, ведь книги – ручьи мудрости. Берегите книгу и следуйте правилам, описанным выше.

 

Твой друг Кирилл

***

Попова Таисия

 

 

Поучение

 

 Я, отроковица Таисия, поучаю друзей своих, чтобы были они грамотными, начитанными и мудрыми людьми.

Приятели мои, читающие эту грамоту, не посмейтесь над ней, а потрудитесь принять ее в душу свою.

Ведайте, друзья, что чтение – лучшее учение. Книги – нескончаемые потоки мудрости и знаний. Помогут вам они и в труде, и в беде выручат. Неизмеримое учение в книгах. Не письмом, а умом они полезны. Для человека книги – врата в мир знаний. Как товарищей своих стоит книги выбирать. Одна книга тысячи людей учит. Кто много читает, тот много и знает. Книги отворяют очи людям и направляют их на путь истинный. Держите книги в порядке, ведь они ярче звезд светят!

***

Проданова Тальяна

 

 

Поучение

 

Сестра и брат мои младшие, или иной, кто читает мое поучение, чтите книги и ухаживайте за ними. Если берете книги в библиотеке, то оберните их. Если это учебники, не рисуйте в них. Если это старые книги, подклейте их и аккуратно с ними обращайтесь.

В книгах собрана мудрость народная. Они хранят тайны, которые разгадать очень трудно. Книги написаны на всех языках. Они передаются из веков в века, из поколения в поколение. В книгах описан жизненный смысл и ход истории человечества.

 

Сестра ваша Тальяна

***

Секицки Никола

 

 

Поучение брату

 

 Брат мой… Береги книгисвои, ведь в них мудрость и знания. Не бросай их, а аккуратно клади на стол илиполку. В каком состоянии книги у человека, таков и он сам. Поэтому не мни книгии держи их в определенном месте, чтобы знал, где находится какая книга.

Внимательно выбирай книгу, которую будешь читать: «Не красна книга письмом, красна умом». Читай много книг, ведь, чем больше читаешь, больше знаешь и становишься грамотней.

Книга – это клад знаний, в ней все есть. Не теряй книг, потому что с каждой потерянной книгой ты теряешь часть «золота».

Прислушивайся к моим советам, брат мой, и не забывай поучения моего.

.

С надеждой в твое светлое будущее,

твой брат Никола

***

 Учимся делать обложки для учебников

Обложка необходима, чтобы учебник оставался чистым и аккуратным. Конечно, можно приобрести готовые обложки для книг, но не всегда они есть под рукой, а иногда такие обложки не совпадают с форматом книги либо должны быть приклеены к форзацу, что не подходит для школьных учебников.

Совсем не сложно  сделать обложку для книги из плотной бумаги своими руками. В этом убедились ребята 5 – 8 классов на уроках технологии во время проведения библиотечной декады (учителя Хализова Л.В. и Томалак В.С.).

Ученики  4 «А» и 4 «Б» классов (классные руководители Старова Ю.В. и Анисимова И.В.) сделали красивые обложки для книг из оберточной бумаги. Сероус Наташа и Поснова Наташа прочитали на уроке стихотворения о бережном отношении к книгам.

                                        

Как беречь книги

Во время проведения библиотечной декады во 2 и 3 классах прошли библиотечные уроки «Как беречь книги». Ребята повторили правила бережного обращения с учебниками и художественными книгами, активно отвечали на вопросы, прочитали стихи об аккуратных и неряшливых читателях.

 

        

Закладки для книг своими руками

На уроках технологии  ученики 1 – 3 классах научились делать красивые закладки для учебников и художественных книг. А зачем нужны закладки?
 

Я – красивая закладка.
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!

                                                                           В. Берестов 

                            

Сметы на учебники

27 марта и 10 апреля 2015 г. в 6, 7 и 8 классах прошли библиотечные уроки, на которых ребята получили представление о стоимостных затратах на приобретение школьных учебников и научились самостоятельно составлять сметы на книги.

8 класс подготовил сметы на учебники для 9 класса на следующий год, а 7 и 6 классы – соответственно, сметы для 8 и 7 класса. Занятия были интегрированы с уроками информатики, так как сметы рассчитывались с использованием электронных таблиц Microsoft Excel. На конкретных практических примерах ребята научились составлять таблицы-сметы, задавать формулы для расчета стоимости учебников, пересчитывать таблицы по заданным параметрам и условиям, определять стоимость учебников в требуемой валюте.

                 

 


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

ВРУЧЕНИЕ АТТЕСТАТОВ

23.06.2017

ВРУЧЕНИЕ АТТЕСТАТОВ - В нашей школе прошли торжественные церемонии вручения аттестатов. »

5-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СЕРБИИ

27.05.2017

5-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СЕРБИИ - 27 мая наша школа стала местом проведения финала 5-й международной Олимпиады по русскому языку в Сербии. »

УРА, КАНИКУЛЫ!

26.05.2017

УРА, КАНИКУЛЫ! - Поздравляем с началом летних каникул! »

(ВСЕ НОВОСТИ)

ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Республике Сербии - 2012 LSm©, 2014 a-ha©